Методы рефлексивного управления посткриминальным поведением правонарушителя


Методы рефлексивного управления посткриминальным поведением правонарушителя
МРУ являются отдельные тактические приемы, реализуемые в следственных действиях и их комплексах, оперативно-розыскных и организационно-технических мероприятиях

Классификация МРУ: по субъекту применения: а) используемые следователем, б) используемые оперативным работником; по сфере использования: а) осуществляемые в следственной деятельности, б) осуществляемые в ОРД; по степени сложности: а) простые, состоящие из одного тактического приема, следственного действия и т.д., б) сложные, состоящие из комбинации приемов; по качественному составу: а) однородные, образованные либо следственными действиями, либо оперативно-розыскными мероприятиями, б) комплексные, образованные сочетанием следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; по способу передачи рефлексивной информации: а) прямые, непосредственно следователем или оперативным работником, б) опосредованные, через иных лиц; по времени наступления ожидаемого эффекта: а) рассчитанные на немедленную реакцию субъекта, б) рассчитанные на отсроченную реакцию субъекта; по длительности воздействия на субъекта: а) одномоментные, б) пролонгированные; по характеру ситуации применения: а) в очевидно конфликтной ситуации, б) в скрытой конфликтной ситуации, в) в потенциально конфликтной ситуации (когда субъект не выявлен или находится вне поля зрения); по форме передачи рефлексивной информации: а) вербально-кодированная (устно, письменно, фонограмма и т.п.), б) наглядно-образная (фото, видео, графика и т.п.), в) предметно-демонстрационная (предметы, обстановка и т.п.); по типу носителя рефлексивной информации: а) материальные, б) идеальные, в) комбинированные; по степени определенности адресата получения рефлексивной информации направленные на: а) неизвестного преступника, находящегося в: неопределенном круге лиц, относительно-определенном круге лиц, ограниченном круге лиц; б) вероятного преступника: заподозренного, подозреваемого, обвиняемого.

(А.Г. Гельманов, С.А. Гонтарь)


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.